Когда речь идет о Святославе Рерихе, я в первую очередь представляю не таинственные пейзажи на пути к Шамбале и не изображения великих учителей, а его гениальные портреты. Феноменальные по своей красоте и реалистичности. Создается иллюзия, что я смотрю на фото. Живо всё: эмоции, глаза, краски. Вдыхаю воздух того времени и тех мест, кожей ощущаю дуновение ветра, температуру. К примеру.
Портрет Рериха (Николая, отца) в ламских одеждах на фоне Поталы. 1933
Или
Карма Дордже. 1934
Но мне совершенно не нравятся рериховские ангелы, Христос, святые (например, Франциск Ассизкий) и даже Будда. Они уродливы и мало похожи на представителей человеческого вида. Основное послание от Святослава Рериха, на мой взгляд, доходит до нас через портреты реальных людей, которых он знал или встречал на своем пути. Здесь гениальности нет предела.
Ламы из секты "красных шапок". 1924-25
Вот о чем я говорю. Прошу прощения за качество последнего изображения -- пришлось фотографировать с альбома, так как в интернете этой картины в должном качестве не нашлось.
Здесь трое. Центральная фигура держит белый шарфик в руке, как бы готовясь дать традиционное буддийское благословение. Он даже не смотрит в нашу сторону, всё его внимание сосредоточено на старце, стоящем по его правое плечо.
В глазах старца мудрость и покой. Он крайне сосредоточен, но не на внешнем, а на чем-то внутреннем. Как бы и рассредоточен одновременно. Он смотрит не на нас, хотя глаза его широко открыты и обращены к зрителю. Взор его направлен внутрь своей души. Широко открытые глаза, как известно, излучают, отдают энергию, подобно открытому говорящему рту, выдохам и любому движению тела.
Он открыт и закрыт одновременно. Руки его сцеплены на груди, а лоб слегка напряжен. Он внимает. Возможно, принимает решение.
С другой стороны от центрального ламы ещё один. В противоположность первым двум фигурам, он предельно сконцентрирован на зрителе, он абсолютно закрыт. О закрытости говорит положение рук, сцепленных на животе, одна из кистей спрятана под другой Он стоит как бы в пол оборота, голова его повернута три четверти. И главное -- его глаза. Они предельно прищурены. Он смотрит остро, пронзительно с выражением дхарма-палы (защитника пути, демона-защитника буддийского учения). Скулы его напряжены, создается ощущение, что челюсти плотно сжаты.
Интересно "читать" портреты. Когда смотришь на изображение человека -- невольно повторяешь (или хочешь повторить) его жесты или выражение лица. Мышцы непроизвольно напрягаются. А потом уже анализируешь увиденное, как бы по частям.
Эта тибетская "троица" лам интересна. Они как будто отражают три разных аспекта или три разных состояния ума. Медитация (рассредоточенность), деятельность ума и предельная концентрация на внешнем объекте.
Продолжение следует...